В центре нашего внимания вагонка, как наиболее удачное решение для обшивки строительных конструкций. Рассмотрим особенности применения этого типа облицовки из натуральной древесины и научимся правильно выбирать подходящие материалы.
Что такое вагонка?
Вагонкой называют тонкую обрезную доску (от 7 до 20 мм) со строганными поверхностями, предназначенную для обшивки различных плоскостей. Ширина каждой планки также невелика — в среднем от 90 до 150 мм. Когда-то остовы железнодорожных вагонов обшивали тонкой узкой доской, иногда с выбранными четвертями или без таковых. Отсюда происходит это загадочное название «вагонка».
Технологические особенности деревянной вагонки
Прежде всего, несколько полезных качеств несёт в себе сама древесина, которая является уникальным материалом с:
- высокими звуко- и теплоизоляционными характеристиками;
- пластичностью (легко обрабатывается и ремонтируется, можно обойтись ручным инструментом);
- малым коэффициентом температурного расширения.
Ряд преимуществ обеспечивается конфигурацией вагонки. Штучный характер элементов облицовок, небольшая ширина и толщина ламелей положительно сказывается на массе. Лёгкую и компактную вагонку может без проблем монтировать один мастер. Несущие конструкции не перегружаются, нет необходимости собирать мощные подсистемы.
Вагонка заходит друг в друга на 5–8 мм. Пазогребневый способ соединения панелей позволяет собирать обшивку, в которой изначально нет щелей на плоскости, и они не появляются даже при перепадах температуры и влажности. Именно поэтому обшивка вагонкой, помимо жилых помещений, может применяться в парилках и на улице.
Как выбрать вагонку?
Вагонка советского образа сейчас мало кого устраивает. Древесина влажностью 20–25 процентов, широкие ламели толщиной около 20 мм, крошечного размера замок (который часто расходится), нестабильная геометрия (панели кривые, замки плохо собираются), ворсистая поверхность, наличие сучков… Основная проблема — это качество, но отсталой является и конфигурация обычной вагонки. Поэтому, когда в нашей стране начали продавать вагонку «евро», она сразу полюбилась застройщикам и подрядчикам.
Евровагонка является высококачественным продуктом, который производится на технологичном импортном оборудовании согласно европейским стандартам, таким как DIN 68–126. Эта вагонка отличается буквально по всем показателям, она сложнее и дороже в изготовлении, однако более практична и долговечна.
Выбираем вагонку по размеру.
В данном случае нас должна интересовать длина, ширина, толщина. Выбирая длину вагонки, необходимо руководствоваться габаритами обшиваемых плоскостей, чтобы отходы были как можно меньше. Это не сложно, так как по длине вагонка продаётся с шагом в 10 см, при этом есть возможность приобрести изделия от 30 см до 6 метров. Имейте ввиду, что даже самая качественная вагонка может потребовать торцевания краёв.
Чем вагонка уже, тем она стабильнее, широкая вагонка более склонна к деформациям, она менее устойчива к ударным нагрузкам. Для достижения декоративного эффекта иногда на одной плоскости применяют вагонку разной ширины, часто в случайном порядке.
Вагонка толщиной 12,5 мм получается лёгкой, она нормально работает внутри помещений. Для обшивки конструкций на улице, или если вагонка прижимает толстый слой утеплителя, рекомендуют приобрести более толстые ламели в 15–20 мм, так как они прочнее и жёстче. Однако за надёжность придётся и заплатить дороже, ибо переработчик платит за лес по кубатуре.
Отдельно стоит упомянуть сращенную по длине вагонку. Её фрезеруют из доски, которая состоит из нескольких, подобранных по типу распиловки и рисунку участков, длина которых неодинаковая — в среднем от 150 мм до 750 мм. Соединение элементов осуществляется на микрошип, с клеем под давлением. Плюсом такой вагонки можно считать её стабильность, так как доска-заготовка практически не имеет напряжения — производители могут изготавливать ламели длиной до 6 метров. При этом по всем показателям она может без каких-либо компромиссов относиться к наивысшему сорту «Экстра». Минусом можно считать толщину сращенной вагонки, которая по технологическим причинам не может быть меньше 15 мм. Кроме того, многие потребители не желают применять её в качестве облицовочного материала для парилки, так как люди опасаются выделения вредных веществ из клея при нагревании.
Выбираем вагонку по древесине.
Мы уже говорили, что вагонку можно сделать из любой древесины, и от этого она будет отличаться по внешнему виду, долговечности, физико-механическим характеристикам и, естественно, по цене. Что касается дизайна, то тут подход исключительно субъективный. А вот рабочие характеристики вагонки можно оптимизировать, если для тех или иных условий купить изделия из «правильной» древесины. Принципиально выделяют хвойные и лиственные породы.
Первые содержат большое количество смолы и эфирных масел, которые хорошо противостоят влаге и грибкам. Это лучший выбор для облицовки на открытом воздухе. Сосна отличается красивым разнообразным рисунком, она долговечна, легко обрабатывается. Еловая вагонка славится повышенными теплоизоляционными свойствами, но она может долго выделять смолу, поэтому у нас не часто применяется в парилках.
Ольха, липа, лиственница используется для внутренней отделки и для обшивки саун и бань, так как они не выделяют смол. Основные лиственные породы менее долговечны, чем сосна, без специальной обработки способны менять цвет, пачкаться, но они, обладая высокой пористостью, мало нагреваются и выдерживают очень высокие температуры. Дуб — самый прочный и долговечный материал. Берёза может применяться только в сухих помещениях, так как боится влаги.